Задать вопрос

Как не надо хвалить ребенка

1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении. Повторение похвалы без необходимости действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду, реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".

2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки усилия, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.

3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы. мышцы зажимаются, движения становятся скованными, общее впечатление резко ухудшается.

Бессмысленно танцору говорить перед соревнованиями, или еще хуже, во время соревнований о тех моментах, которые у него плохо получаются. Тело все равно выдаст тот результат, который уже выработан, а психологически ребенок будет настроен на желание исправить, самоконтроль повышается и как следствие скованность, и неудовлетворительные результаты.

Тренироваться нужно в зале, а на паркете выступать с настроением, зажигательно и азартно.

В этом возрасте танцоры еще учатся выходить на публику, быть в центре внимания, если грамотно выстроен тренировочный процесс и психологическая подготовка, ребенок становится более раскрепощенным. Как результат, у него лучше получается, повышается мотивация. Дальше на такой благодатной почве можно строить еще более успешный тренировочный процесс.

Природа волнения - это естественный процесс, заложенный природой.

Волнение и напряжение, это реакция на стрессовую ситуация, в это время организм переходит в особый режим: начинается увеличение количества энергии, которой требуется выход. Пытаться удержать ее - это все равно, что завести мину замедленного действия, она все равно вырвется наружу, либо в виде спонтанного выброса во время выступления, и тогда движения будут плохо скоординированными, резкими, либо танцевание будет невыразительным, вялым, но по окончании обязательно будет эмоциональный выброс, ведь тело было зажато, значит эмоции сделают свое дело, и разрядка все равно произойдет. Что делать, чтобы снять предстартовое волнение?

Сделать то, что хочет сделать тело: попрыгать, покричать, сжимать и разжимать кулаки, обнять себя (Крюки Кука), погримасничать, только это эмоции не должны быть всерьез, это только упражнение на снятие лишнего напряжения.

Важно не пугать детей перед выходом "Я тебя накажу, если плохо выступишь", "Я не буду тебя любить", "Попытайся не расстраивать маму", это только повышает детскую тревожность. Если ребенок хочет танцевать, он сделает все возможное и для себя, и для родителей, и для тренера. Если не хотят, вы ничего с ним не сделаете.

Танец - это коллективная работа: танцора, тренера и родителей. И результат выступления, это результат не ребенка, а характеристика общего взаимодействия и работы. Если у ребенка что-то не получается, значит, надо поработать прежде всего над собой, своими методиками, взглядами, ценностями. И важно еще отличать поведение ребенка от него самого. Не бывает плохих детей, бывают неправильными поступки, и ребенка в этом плане нужно корректировать, подсказывать и направлять, уважая личность самого ребенка.

В танцах проявляются все те же особенности, которые свойственны процессу обучения. Кроме того, у ребенка появляется еще дополнительные трудности: это взаимодействие в паре и соревновательный процесс, который требует активизации всех внутренних ресурсов: личностных, психологических и физических.

Если танцор мотивирован только на получение места, то, скорее всего он будет проигрывать. Для него цель - это определенное место, которое ему, возможно, не дадут, и как результат разочарование. Если цель - получать удовольствие от процесса танцевания, от музыки, от правильного взаимодействия в паре, от свободного владения своим телом, то результат всегда будет выше ожидаемого. И на турнирах это можно часто видеть: эмоциональные и раскрепощенные дети, но с "грязной" техникой проходят на следующий тур и обходят танцоров с хорошей техникой, но без эмоционального подъема. И на паркете, где танцуют 17 пар, заметны только яркие, энергичные танцоры.

Таким образом, один из самых главных моментов психологического настроя - это ориентир не на сам результат, а на вовлеченность танцора в танец.